Замок Гил-Эстел |
Фото из фильма "Властелин колец" Творчество ОружиеЛегендыСсылкиГостевая книга |
О
ПОТОМСТВЕ КОНАЙРЕ ВЕЛИКОГО, О ПРИХОДЕ МУСКРАЙГЕ
ИЗ МАГ БРЕГ Гнатал 1 пришел, сын Конрота, сына Роде, сына Мафеде, сына Мофойрете, сына Энгуса Муск, сына Кайрбре, сына Конайре Великого, сына Мес Буахала и Этерскела Великого. Приходился Конайре сыном Мес Буахала. Эсс, дочь Эоху Айрем и жены его Этайн, была матерью Мес Буахала. Увели Эсс в сид Бри Лейт, но срыл его Этерскел и добрался до них сверху. Девять уладских воинов были тогда с ним. Возвратили королю жену и сида и потом понесла она дочь, Мес Буахала (но не могло того быть ибо...)2. Высока была она ростом и злобна на вид, да к тому же колдовством проникала в моря и сиды. Для приёмного отца своего пасла она стада на Слиаб Герг и Слиаб Фуайт, и были те стада велики, под стать ей самой. Этерскелу досталась она с ребенком когда пасла для него стада, и до самой смерти короля не открыл чье дитя это было. Потом убили короля Этерскела – Нуаду Нехт, сын Сетна Сибакка, совершил это для Лугайда Риабндерга,– и тогда не возвели на престол Лугайда Риабндерга лейнстерцы и потомки Конна С Битв 3, выбиравшие короля в Таре вместо Этерскела. И была в Таре королевская колесница4, которую влекли два коня одной масти, никогда прежде не знавшие упряжи. Вскачь пустились они перед недостойным стать королем, так что не мог он остановить их и обрушивались на него те кони. Королевский плащ лежал в той колеснице, что всякий раз был велик недостойному власти над Тарой. Два стоячих камня были там, что звались Блок и Блуйгне. Лишь перед назначенным человеком расступались они и пропускали между собой колесницу. В конце колесничной дороги был Фаль, и если должно было кому принять власть над Тарой, то вскрикивал он, когда касалась его ось колесницы, так что слышали это все вокруг. Но раздвигались Блок и Блуйгне перед тем, кто недостоин был королевской власти в Таре, и оставались стоять, так что только боком можно было просунуть между ними руку. Не вскрикивал Фаль от оси колесницы такого человека. Так не приняли они Луга да Риабндерга после убийства короля Этерскела. Пока держали люди совет о том, кому быть королем, спросил Мес Буахала, мать Конайре Великого: – Знаешь ли ты, что делается в Таре? – Нет,– отвечал ей Конайре. – А я знаю,– сказала мать,– ибо решают люди, кому принять власть после твоего отца. – Скажи же тогда, чей я сын? – спросил Конайре. – Ты сын Этерскела Великого,– ответила мать. – Если б нашлись у меня воины отвоевать королевскую власть, не пришлось бы им поступать так,– сказал Конайре. – Будут у тебя воины,– ответила Мес Буахала, стоя на Слиаб Герг. Потом оставила она сына и в один час воротилась с войском. – Вот,– молвила она,– воины, что не оставят тебя. Тогда, отправился Конайре через Маг Брег к Таре, а мать его шла впереди войска. И увидели воины в Таре идущее к ним через Маг Брег войско во главе с Конайре и его матерью. Сбросила та с себя плащ и пояс да распустила черные волосы. Осталась она в широком черном одеянии, а впереди нее шли друиды, возглашая жестокие песни, щитоносец, певцы и трубачи в рог. Воистину великое это было воинство. Не устояли перед тем воины в Таре и оставили ее вместе со всеми богатствами и королевской колесницей. Ждала она Конайре вместе с конями и королевским плащом. Не двинулись кони перед ним с места. – Вот тебе колесница,–сказала Мес Буахала. Тогда взошел Конайре на колесницу, и приняла она его. Сдержал он ее на глазах всего войска, и пришелся ему впору королевский плащ. Встал он на колеснице и тронул ее с места. Направился Конайре к двум камням, и расступились те перед ним, а потом двинулся к Фалю вместе со всеми воинами и шедшей впереди них матерью. И вскричал тогда Фаль. – Фаль принял его! – вскричали тут все. Не решились воины из Тары сразиться с людьми Конайре и признали его власть, возвратив достояние отца. Подчинились они ему, как сыну Этерскела Великого, и передали ему власть и земли отца. Взял Конайре земли для своих воинов и пребывал с ними до исхода девяти дней. Такой запрет наложили они на короля: не глядеть на закат и восход солнца в Таре. Потом покинули они короля и отправились туда, откуда пришли, а куда, никому неизвестно, но похоже, что были то люди из Бри Лейт, явившиеся на помощь оттого, что была с ними когда-то его бабка. Говорят некоторые, что от них понесла жена Этерскела и была Мес Буахала одной из дочерей, и оттого пришли они к Конайре. Иные же говорят, что было уже дитя в утробе жены Этерскела, когда увели ее в сид, и приходилась Мес Буахала дочерью королю. Оттого могла она проникать в сиды, что созрела там в утробе матери, выучившейся в Бри Лейт всяким чарам и колдовству. А сам Этерскел возжелал потом Мес Буахала, отчего и родился на свет Конайре. Не желала Мес Буахала говорить, кто приходится ему отцом, ибо стыдилась того, что понесла от своего отца. Сделался Конайре королем, которого возвели на престол сиды. Был королем в Таре Гнатал, сын Конрута, и любила его супруга Арта Одинокого5. Принялась она замышлять против Гнатала, дабы лишился он королевской власти из-за песен и дани с поля6 [...]. Отсюда и повелось говорить: “Горе Гнатала в Таре”, ибо за семь лет ни разу он не смеялся. Отправился Гнатал в Мунстер и в Брегонд, встретился с сыновьями Айлиля. Спросили они его, зачем он пришел, и ответил Гнатал что явился искать себе земли. Сказали ему тогда сыновья Айлиля, что смогли бы добыть земли, победив Мак Кона, сына Луигде. Тогда сразился с ним Гнатал у Эбра и победил Мак Кона. Метнул Гнатал в него свое копье и перебил Мак Кону колено, отчего с той поры и лежит запрет на всех Луигде преклонять колено в доме. В том же бою пал Мак Ирмара, могучий боец, сын сестры Мак Кона. Насыпал ему Мак Кон могильный холм и сложил каирн для каждого из его людей. Похоронили их, стоя и со щитом впереди, всякого под своим каирном. Лучшим из всех на землях Калрайге у Друимлиас был камень Мак Губы. Был королем Ирландии Мак Кон, и Айлиль Оллам спал в его доме, ибо он и жена его Садб воспитали Мак Кона. Иные говорят, что оттого-то и пришли они, три сына Конайре Могалама, в Мунстере, а другие полагают, что были то–Энгус, от кого пошли Мускрайге и Корко Дуибне, Айлел Баскайн, от кого пошли Корко Байскин Эохайд Ригфота, от кого пошли люди Альбы и Далриата7. Три имени у них, у трех Кайрбре: Кайрбре Муск, Кайрбре Баскайн и Кайрбре Ригфота. Это они взяли власть у эрайн в Мунстере, придя от Людей Бреги, ибо родился Кайрбре Муск у Мускрайге на востоке Бреги. Оттого и зовется он Кайрбре Муск. Правил Кайрбре Муск землями от Дергмонайд, что к западу от Лох Лейн до Ферт Аэд Дубдебта, пока не отдал Фиаха Муллетан Кормаку, сыну Конна, земли от Броснаха до Уснеха. Там, где живут сейчас Корко Байскинд, были земли Кайр-бре Баскайна. Земли же Кайрбре Ригфота были там, где сейчас Каар-райге Луахра и Орбрайге Дрома Имнохт, но когда пришли Альбу Корко Дуибне, то захватили земли, где живут и поныне.
комментарии
Перевод выполнен по изд.: De Sil Chonairi Moir/Ed. L. Gwynn//Eriu. 1912. VI. P. 130–143. Этот текст свидетельствует о наличии разных путей, по которым шла традиция в формировании преданий об одних и тех же событиях. Данная сага является основой исторической версии, и ее сведения во многом совпадают с сообщениями анналов и генеалогий, хотя условность термина “исторический” для эпохи ирландского сред- невековья несомненна (см. вступительную статью). 1 Гнатал – этот персонаж не упоминается в ирландских списках королей Тары.
2...но не могло того быть, ибо...– Начало какого-то замечания составителя текста; продолжение которого не сохранилось.
3 Нуаду Нехт – Нуаду Светлый, или Белый, о котором генеалогии сообщают, что он правил Ирландией шесть месяцев после убийства Этерскела и в свою очередь пал от руки Конайре. По всей видимости, это мифологический персонаж; его резиден-цией считался холм (сид) Алмайн. Лейнстерцы возводили к нему многие свои ге-неалогии. Нуаду считался и предком знаменитого Финна.
Лугайд Риабндерг – согласно сагам уладского цикла он был избран на престол тем же самым способом, что и Конайре в саге “Разрушение Дома Да Дерга”, По по-воду этого персонажа существовала в традиции версия, что он сделался королем после смерти Конайре и, как и он, погиб от руки Трех Красноголовых (комментатор анналов добавляет: “т. е. лейнстерцев”). Поздняя традиция смешивала его с героем саг о Кухулине, Лугайдом Реодергом (или Риабндергом); это смешение, по заме-чанию издателя саги Гвинна, было вполне естественным, ибо устанавливало связи между сагами различных циклов.
К.онн Ста Битв – в данном контексте упоминание потомков этого знаменитого короля странно, ибо, по традиционной хронологии, его правление начинается с 123 г. Много поколений потомков Конна правило Ирландией после его смерти, что, как гласит легенда, было предречено ему во время пребывания в потустороннем мире богом Лугом и олицетворявшей Ирландию богиней.
4...королевская колесница... – Ниже изображены испытания на королевское достоинство, соотносящиеся с описанным в “Разрушении Дома Да Дерга” праздником быка. Соответствующие отрывки есть и в преданиях о “старине мест”.
5 Арт Одинокий – король Ирландии, сын Конна Ста Битв. О том, как он получил свое прозвище, рассказывается в саге “Исчезновение Кондлы Прекрасного” (Ирланд-ские саги. М., 1929. С. 255 сл.).
6...и дани с поля...– Далее в тексте следует неясный отрывок.
7 Конайре Могалама – или в других источниках –- Конайре, сын Мога Лама. Как, по всей видимости, справедливо полагал О'Рахилли, здесь просто удвоение одно-. го и того же персонажа, частично объясняющее отмеченное выше противоречие с хро нологией правления Конна. Конайре Могалама, по традиционной хронологии, правил непосредственно после Конна Ста Битв, то есть через шесть поколений после Конайре Великого.
...Эохайд Ригфота, от кого пошли люди Альбы и Далриата.– Эти три брата иногда называются сыновьями Конайре Великого, а иногда Конайре Могалама (см. комм. выше). Чаще всего, однако, всех троих зовут Кайрбре, что и отражено в следующих строках саги. |